Народное собрание - Политический строй гомеровского общества - Гомеровская Греция - История Древней Греции - История

Народное собрание в гомеровское время представляло собой совокупность всех свободных общинников. Созывалось оно обычно царем по различным поводам, например в «Одиссее» — в связи с жалобой Телемаха на самоуправство женихов в его доме, в «Илиаде» — для решения вопроса о продолжении войны и о причинах моровой язвы, постигшей войско под Троей. На народном собрании могли обсуждаться также всякого рода предложения «о пользе народной» («Одиссея», II, 32). Созыв собрания осуществлялся при помощи вестников, и в мирное время оно происходило обычно вблизи царского дома, на площади или в других людных местах. Однако в народном собрании гомеровского времени уже отсутствует равноправие всех его участников: фактически решения выносятся советом старейшин и царем. Даже в том случае, когда Телемах обратился к народному собранию за помощью, ища защиты от произвола женихов, собравшиеся не смогли вынести какое-либо определенное решение и разошлись, запуганные угрозами женихов. Собрание ахейцев, созванное под Троей, также оказалось не в силах прекратить возникшую между вождями распрю. Главенствовали в собрании, навязывая народу свои решения, представители знaти. Свое отношение к мнениям геронтов и царя народ выражал лишь криками одобрения или неодобрения. Никаких упоминаний о голосовании в народном собрании в поэмах не содержится. На Итаке в связи с отсутствием Одиссея народное собрание не созывалось в течение многих лет. Все это указывает на понижение удельного веса народного собрания за счет расширения компетенции совета старейшин. Впрочем, вопрос о взаимоотношениях всех трех органов общественного управления при отсутствии писаных законов и более или менее твердо разработанных правовых норм решался фактически в зависимости от реального соотношения сил в каждом конкретном случае. Одно несомненно: и народное собрание, и совет старейшин, и царь в гомеровское время остаются еще теснейшим образом связанными друг с другом. Царь не может обойтись без советов геронтов, а геронты по всем важнейшим вопросам заседают в присутствии народа. Народное собрание, таким образом, несмотря на усиление знати, еще не утратило своего древнего авторитета; с ним еще продолжают считаться и царь, и геронты.

      Смотрите также

      99. Объединение Аттики
      Когда Тесей унаследовал афинский трон от Эгея, то сразу же укрепил свою власть, казнив всех своих противников, кроме Палланта и тех, кто остался в живых из его пятидесяти сыновей. Спустя несколько л ...

      Пигмалион
      Афродита покровительствовала всем, чья любовь была сильна и постоянна. Примером исключительного благоволения Киприды к одному из любящих является история, происшедшая с царем Кипра юным Пигмалионо ...

      Божества вод
      Стихия моря, до того как мифы отдали ее Посейдону, не была подчинена никому. Но море мыслилось населенным многочисленными божествами мужского и женского пола — морскими старцами, нереидами, тритон ...