Мелкая рабовладельческая мастерская как ведущая форма ремесленного производства - Ремесленное производство - Экономическая жизнь Греции классического периода - История Древней Греции - История

Господствующей формой ремесленного производства в Греции была мелкая мастерская. Такие мастерские (эргастерии) существовали во всех областях ремесленного производства. Во главе мастерских стоял рабовладелец, который сам участвовал в работах или надзирал за трудом рабов; иногда мастерские передавались доверенным рабам-надсмотрщикам. Обычно мастерские объединяли в одном помещении от 3—4 до 10—12 рабов. Мастерские с большим числом рабов (как, например, оружейная мастерская отца оратора Демосфена с 32—33 рабами, мастерские с 100 и бóльшим числом рабов) были редкостью, и сведения о них относятся главным образом к IV в. до н. э.

В мастерских работа производилась весьма простыми инструментами. Производственный процесс в греческих мастерских не был связан внутренним единством на основе технического разделения труда.

Рабы работали в мастерских независимо друг от друга, и каждый из них в отдельности производил все необходимые для изготовления того или иного предмета производственные операции. Конечно, некоторые элементы технического разделения труда в мастерских, особенно в больших городах, все же существовали, но, как правило, они были случайными; устойчивой и определенной специализации рабов на какой-нибудь отрасли ремесленного производства не встречается.

В большинстве известных нам случаев (относящихся главным образом уже не к V, а к IV в. до н. э.) мастерские и занятые в них рабы-ремесленники составляли лишь часть общего имущества рабовладельца. Затраты на организацию таких мастерских, включающие расходы на покупку или наем рабов, на оборудование мастерской, закупку сырья и примитивных инструментов, обычно не исчерпывали всего состояния богатого рабовладельца. Прибыль, реализованная в торговле или в промышленности, обычно шла не на дальнейшее расширение производства, а на всякого рода кредитные операции: она превращалась в ростовщический капитал или обращалась на покупку земли.

Таким образом, владелец мастерской часто бывал одновременно и купцом, и ростовщиком, а иногда и землевладельцем.

Изложение свидетельствует об относительно еще скромных масштабах развития ремесленного производства в Греции V в. до н. э. и об его застойном характере.

      Смотрите также

      Вещественные источники
      Данные письменных источников в значительной мере дополняются многочисленными вещественными памятниками, сохранившимися до наших дней от всех периодов истории Древней Греции. Отыскание вещественных ...

      Пигмалион
      Афродита покровительствовала всем, чья любовь была сильна и постоянна. Примером исключительного благоволения Киприды к одному из любящих является история, происшедшая с царем Кипра юным Пигмалионо ...

      Скульптура
      Эпоха наивысшего расцвета греческого искусства— эпоха Фидия. Она с полным правом носит имя того великого художника, который стоял во главе аттической школы в то время, когда Афины были художествен ...