55. Эмпусы - Демонические существа - Мифы Древней Греции Р. Грейвс - Литература

Звавшиеся эмпусами мерзкие демоны были детьми Гекаты и носили на ослиных ногах бронзовые башмаки, если, разумеется, не правы те, кто утверждают, что у них одна нога была ослиная, а вторая — бронзовая. Они любили пугать путников, но и их самих можно было легко отпугнуть бранным словом, заслышав которое они, визжа, обращались в бегство. Эмпусы могут принимать вид сук, коров или прекрасных девушек, причем именно в образе дев они соблазняли мужчин, делили с ними ложе ночью или во время дневного сна и сосали из них жизненные силы до тех пор, пока те не умирали.

Аристофан. Лягушки 288 и сл., Женщины в народном собрании 1056 и 1094; Филострат. Жизнь Аполлония Тианского IV.25; Суда под словом Empuse.

1. Эмпусы — это ненасытные соблазняющие женщины-демоны — образ, пришедший в Грецию, вероятно, из Палестины, где аналогичные демоны были известны под именем лилим («дети Лилит»), причем считалось также, что у них ослиные ноги, поскольку осел символизировал разврат и жестокость. Лилит была Гекатой ханаанеян, и, чтобы защититься от нее, евреи изготавливали амулеты даже в средние века. Геката — настоящая правительница Аида (см. 31.f) — носила бронзовые сандалии, в отличие от Афродиты, носившей золотые сандалии, поэтому и у дочерей Гекаты— эмпус сандалии были бронзовыми. Они могли становиться прекрасными девушками, коровами или суками потому, что сука-Геката, будучи одной из богинь лунной триады, представляла ту же богиню, что и Афродита и волоокая Гера.

      Смотрите также

      Эгейский архипелаг
      Греческий историк Геродот сравнивал острова Эгейского моря с долиной Нила во время разлива реки. Эгейский бассейн, некогда бывший материком, позже опустившимся и затопленным, представляет море, об ...

      Древняя Аттика
      Древнейший период в исторической жизни Аттики, ставшей в дальнейшем основной территорией одного из самых сильных и цветущих государств — Греции, нашел лишь слабое отражение в источниках. Археологи ...

      Значение тирании
      Данные «Афинской политии» подтвердили и расширили отдельные факты, известные ранее из Геродота, Плутарха и Фукидида. Писистрат, как теперь уже несомненно, не изменил структуры формирующегося Афинс ...